Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Меры поддержки
Информация для родителей
Уважаемые родители!
МБОУ "Лицей № 3" реализует:
1. Адаптированные основные образовательные программы начального общего образования (АООП НОО) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
- Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (Вариант 5.1) - программа размещена на сайте МБОУ "Лицей № 3".
- Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) (Вариант 7.1.) - программа размещена на сайте МБОУ "Лицей № 3".
- Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) (Вариант 7.2.) - программа размещена на сайте МБОУ "Лицей № 3".
- Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (Вариант 6.1) - программа размещена на сайте МБОУ "Лицей № 3".
Адаптированные образовательные программы (АОП) разработаны индивидуально на каждого обучающегося с ОВЗ, содержат персональные данные, описание индивидуальных особенностей обучающихся, личную информацию и, в связи с этим, не могут быть опубликованы на сайте лицея полностью.
Программы разработаны в соответствии с рекомендациями ТПМПК, ИПРА и на основании действующего нормативно-правового регламента в сфере инклюзивного образования, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и требованиями к реализации ФГОЗ ОВЗ и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По вопросам организации обучения учащихся с ОВЗ обращаться к Пятницкой Вере Викторовне, заместителю директора МБОУ «Лицей № 3» по УВР.
Телефон: 48-54-84, адрес: ул. Набережная Урванцева, д.35, кабинет 301
Территориальная психолого-медико-педагогической комиссия города Норильска
адрес: ул. Талнахская 10А телефон: 43-14-90
Служба консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития и образования детей:
телефон: 8 800 700 24 04
Развитие речи обучающихся с ОВЗ при помощи мнемотехники
Развитие речи является одной из ключевых составляющих общего образовательного процесса, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята сталкиваются с множеством трудностей, которые могут значительно затруднить их обучение и социализацию. Важно отметить, что речевые навыки играют критическую роль в формировании личности, обеспечивая возможность общения, самовыражения и взаимодействия с окружающим миром. Однако, несмотря на значимость речевого развития, многие дети с ОВЗ испытывают серьезные затруднения в освоении речевых навыков, что требует разработки и внедрения специальных методик и подходов к обучению.
Одним из методов является мнемотехника — система приемов и техник, направленных на улучшение памяти и внимания, а также на развитие речевых навыков. Мнемотехника позволяет не только облегчить процесс запоминания информации, но и сделать его более увлекательным и доступным для детей, что особенно важно в контексте работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Внедрение методов мнемотехники в образовательный процесс может значительно повысить его эффективность и помочь детям с ОВЗ лучше адаптироваться в обществе.
Преимущества мнемотехники для обучающихся с ОВЗ
- Улучшение памяти: Мнемотехнические приемы помогают структурировать информацию, что значительно облегчает ее запоминание. Например, использование визуальных образов или акронимов может помочь детям легче усвоить новую лексику.
- Развитие речевых навыков: Мнемотехника способствует активному использованию слов и фраз, что, в свою очередь, улучшает речевые навыки. Дети начинают активно применять новые слова в разных контекстах.
- Развитие креативности: Использование мнемотехники может развить творческое мышление у детей, так как создание образов и ассоциаций требует воображения.
- Снижение стресса при обучении: Игровые и творческие элементы, внедряемые с помощью мнемотехники, могут снизить уровень тревожности, связанной с обучением, что особенно важно для детей с ОВЗ.